Как гуцулка Ксеня: Украина требует доказательств любви к себе ценой самой большой жepтвы. Как на вoйнe

«ГУЦУЛКА КСЕНЯ». УПРАЖНЕНИЕ «ИГРА НА ПИАНИНО ДЛЯ СИНХРОНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЕДУЩЕЙ РУКИ И РЕЧЕВОГО АППАРАТА».

Есть вещи, сказать о которых так трудно, что сжимает горло. Например, история Украины. Для того, чтобы говорить о ней, не заикаясь, приходится петь. Вот так начала свой пост в Facebook известный украинский киновед Елена Косенко. ее мнению можно безоговорочно доверять

«Гуцулка Ксеня» — мюзикл. Его сценарий написан по мотивам оперетты Ярослава Барнича, созданной в 1938 году.

Оперетта была запрещена как в Австро-Венгрии, так и в Советском Союзе – слишком украинская.

Империям украинское не нужно. До недавнего времени украинское не было нужно и самим украинцам – усредненное «советское» агрессивно покрывало любое культурное пространство, не оставляя даже миллиметра тому, что можно было бы назвать хоть сколько-нибудь национальным.

Национальное же тщательно уничтожалось и следы его зачищались, как, например, память о том же Барниче, известном в Канаде и где угодно, только не на родине. И тут список украинских имен можно продолжать почти до бесконечности.

За 80 лет с момента написания «Гуцулки Ксени» главные украинские «темы» почти не изменились – любовь-эмиграция-война. И две основополагающие легенды по-прежнему те же: Америка как земной рай с равными возможностями, и Украина, которая, как гуцулка Ксеня, требует доказательств любви к себе ценой самой большой жертвы.

Но что бы ты ни выбрал – Америку или Украину – тебя ждет неизбывная тоска: в Украине – по Америке, в Америке – по Украине.

Поэтому украинский фильм, снятый в классическом американском жанре – совсем не случайность.

По-американски легкой незатейливой истории сватовства придает вес и глубину финальный титр, возвращающий зрителя в реальность и сознание: завтра тут будет война.

И в этот момент приходит понимание: ситуация до жути актуальна. С одной только разницей — война уже идет. И уже сделан этот непростой выбор – уехать или остаться. Независимо от выбора обрекая себя на вечную тоску, о которой пока можно только петь.

Режиссер и автор сценария – Алена Демьяненко, продюсер – Дмитрий Томашпольский. Музыка – в исполнении Dakh Daughters и ДахаБраха.

К просмотру – обязательно.

Share