Бацька расхрабрился: Беларусь строит новый поток для поставок нефти в обход России и водный путь мимо России. Лукашенко уже не боится Путина?

Беларусь начинает строительство нового потока для закупок нефти в обход России.

Для диверсификации поставок нефти в Беларусь президент Лукашенко подписал указ о начале строительства нового потока для закупок нефти в обход России.

Отмечается, что Минск готовится к закупкам дешевой нефти из портов Балтии и Украины.

На этой неделе президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ о начале строительства магистрального нефтепровода Гомель — Горки.

Издание «Диалог.UA» ссылаясь на TUT.BY пишет, что официально это делается для того, чтобы соединить «северную» и «южную» ветки нефтепровода «Дружба», но есть и другие причины.

Источники сообщают, что по факту это делается для соединения НПЗ в Новополоцке и Мозыре, чтобы нефть могла идти из портов Балтии и Украины сразу на два НПЗ.

Отмечается, что подобный проект оценили в 120-130 млн долларов. При этом ранее Лукашенко сообщал, что с финансированием могут помочь США. Теперь же он заверил, что проект займет не три года, как указано в проекте, а около двух лет.

Отметим, что Беларусь начала закупать нефть в Саудовской Аравии, несмотря на договор с Россией.

Ранее сообщалось, что на фоне падения мировых цен на нефть Беларусь решила частично отказываться от закупок российского «черного золота» и может начать крупно закупать нефть в Польше и Саудовской Аравии.

До этого министр энергетики Виктор Каранкевич заявил, что Беларусь хочет пересмотреть вопрос стоимости российского газа.

При этом в Москве уже знают о требованиях Минска и пока рассматривают предложение.

Влияние Кремля на Восточную Европу слабеет. Запад и Россия схлестнулись в Беларуси также из-за проекта Балтийско-Черноморского водного пути.

Об этом говорится в статье американской исследовательской организации Джеймстаунский фонд (The Jamestown Foundation), пишет «Диалог.UA»

Новый Балтийско-Черноморский водный путь, который, как планируется, будет проходить через Украину, Беларусь и Польшу, может произвести революцию в геополитике на востоке Европы.

Европейский союз назвал свой новый проект E40. Его уже поддержали Соединенные Штаты.

И если водный путь E40 станет частью объединения «Инициатива трех морей» (3SI), то это позитивно скажется на экономике трех стран-участниц и их соседей.

Это также будет способствовать сотрудничеству по другим вопросам, включая безопасность, и сделает каждую из них более привлекательным партнером для Запада.

Такое развитие событий превратило бы часть стран между Россией и Западной Европой из геополитического эквивалента «стран-эстакад» — в единого коллективного игрока.

Не удивительно, что такие перспективы получают поддержку в США и части ЕС, но вызывают все большее сопротивление в Москве.

Россия рассматривает E40 как угрозу своему влиянию в регионе и даже, по мнению некоторых аналитиков, как угрозу для самой России.

Тем не менее, Москве все труднее блокировать проект, используя те средства, которые использовались в прошлом.

Из-за своего влияния на президента Александра Лукашенко Москва до недавнего времени предполагала, что Беларусь будет противостоять любому предложенному региональному проекту, за исключением пророссийского.

Но сейчас, когда отношения между Москвой и Минском охладились, российские чиновники все больше встревожены готовностью Минска сотрудничать на водном пути Е40 и рядом других региональных проектов.

Москва рассматривает проекты 3SI и E40, как часть многогранного западного заговора с целью выдавливания России из Центральной и Восточной Европы, а также для продвижения Запада к границам России.

Например, посол Москвы в Эстонии Александр Петров заявил, что его страна «готова к сотрудничеству со всеми нашими европейскими соседями, если их усилия не будут направлены на изоляцию России и создание какого-то «санитарного кордона».

Усилия Москвы по блокировке водного пути Е40 и более широкие усилия по региональному сотрудничеству, безусловно, не будут ограничиваться одними словами.

Вне всякого сомнения, она будет продолжать оказывать давление на Минск, убеждая, что Украина и Польша выиграют, даже если проект будет завершен лишь частично, а Беларусь — только после открытия всего маршрута.

Более того, российская сторона будет продолжать придерживаться идеи, что поддержка водного пути подрывает интересы России и препятствует будущему сотрудничеству между Западом и Москвой, ставя Беларусь в опасную ситуацию.

Оба эти фактора делают нынешнюю полемику по поводу строительства этого водного пути гораздо более угрожающей, чем можно предположить на первый взгляд.

Москва может почувствовать, что у нее нет другого выбора, кроме как предпринять радикальные шаги в отношении Беларуси, чтобы предотвратить потерю влияния не только там, но и в других странах.

Стоит отметить, что в марте 2020 года министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий сообщил о переходе проекта Е40 «к практической реализации».

Сделал он это заявление после встречи с коллегой из Беларуси Алексеем Авраменко.

Share