Даешь конфедерацию? «Слуги народа» готовят 25 октября тройной «праздник народовластия»: местные выборы, выборы в ОРДЛО и всеукраинский референдум – фактически о конфедерации с Л/ДНР

План зрады. Что «слуги народа» хотят вынести на референдум 25 октября.

Похоже, 25 октября нас ждет тройной «праздник народовластия»: местные выборы, выборы в ОРДЛО и всеукраинский референдум – фактически о конфедерации с ОРДЛО, пишет в Деловой столице политический обозреватель Юрий ВИШНЕВСКИЙ.

Уже в первую неделю июня Верховная Рада, по словам спикера Дмитрия Разумкова, начнет рассматривать законопроект «О всеукраинском референдуме».

Скорее всего, он будет принят максимально быстро. И голоса под него найдутся с запасом — их дадут не только «слуги народа», но и нардепы из прокремлевского крыла Рады, то есть из фракций ОПЗЖ, «Батьківщини» и связанной с Игорем Коломойским группы «За будущее».

Спешка вызвана тем, что первый референдум Банковая планирует совместить с местными выборами, которые, согласно Конституции, должны пройти 25 октября.

Чтобы референдум пришелся на эту дату, указ о нем должен быть издан в промежутке с 26 августа по 1 сентября (согласно законопроекту, датой проведения референдума является последнее воскресенье 60-дневного срока со дня издания указа).

А чтобы появился указ об объявлении референдума по народной инициативе, сначала, как требует Конституция, должны быть собраны подписи не менее 3 млн граждан Украины, имеющих право голоса, причем не менее чем в двух третях областей (то есть не менее чем в 16 областях) должно быть собрано не менее чем по 100 тыс. подписей.

Законопроект отводит на сбор подписей 60 дней. Плюс 10 дней дается ЦИК на проверку подписей и 15 дней — президенту на издание указа.

Понятно, что Владимир Зеленский не будет тянуть с указом. Но даже с учетом этого получается, что сбор подписей должен начаться не позже, чем в начале двадцатых чисел июня, а значит, к тому времени закон уже должен вступить в силу.

Таким образом, Банковая заинтересована в том, чтобы закон о референдуме был принят сразу за основу и в целом уже в пленарную неделю 2-5 июня.

Если же придется проводить второе чтение, то оно должно пройти в следующую пленарную неделю 16-19 июня, иначе будет трудно уложиться по срокам.

Впрочем, если инициаторы референдума прибегнут к административному ресурсу и фальсификации подписей, то они смогут собрать нужное количество и досрочно, скажем, не за 60, а за 30 дней.

Но, с другой стороны, наверняка найдутся 45 нардепов, чтобы обратиться в Конституционный суд с просьбой проверить, а соответствует ли Конституции вопрос, предлагаемый к вынесению на референдум.

У Конституционного суда будет на это 30 дней (конечно, суд может принять решение и быстрее, но это не гарантировано). В итоге видим, что Банковая должна будет торопиться с этим законом, чтобы перестраховаться.

Подчеркнем, что в любом случае Банковая рассматривает затею с референдумами не как одноразовую. И собирается использовать этот инструмент многажды.

Ограничивать ее будут только финансовые соображения, ведь референдум — все же инструмент весьма затратный как для инициаторов (чтобы содержать штабы по сбору подписей и оплатить агитацию и рекламу), так и для госбюджета (чтобы содержать участковые и окружные комиссии и оплатить прочие госрасходы, необходимые на разных этапах процесса).

Можно ожидать, что на референдум 25 октября будет вынесено несколько вопросов «по народной инициативе».

Согласно законопроекту к таким относятся «решение вопроса общегосударственного значения» и «лишение силы закона Украины или отдельных его положений».

Несомненно, «слуги народа» подыщут такие вопросы, которые помогут им поднять свой рейтинг на местных выборах. Что-нибудь малозатратное, но звонко звучащее.

Это один из главных мотивов, побуждающих Банковую провести одновременно с местными выборами 25 октября еще и референдум.

Ну и сам факт проведения референдума будет использован как доказательство того, что Зеленский и «слуги народа» таки выполнили свое обещание и дали в руки народа инструмент прямого народовластия.

По-видимому, попытаются воспользоваться этим инструментом также прокремлевские деятели. Например, им может захотеться через референдум отменить особо ненавистные им законы.

Так, ОПЗЖ может захотеть с помощью референдума избавиться от закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», «Батьківщина» — от закона о рынке земли, а Коломойский и его политическая обслуга — естественно, от «антиколомойского» закона.

Кстати, у них это вполне может получиться, судя по тем медиаресурсам, которыми этот лагерь располагает.

Но при этом у прокремлевского лагеря и у «слуг народа» вместе с Зеленским может быть общий интерес в том, чтобы с помощью референдума 25 октября легализовать план путинского Козака по Донбассу, то есть те закулисные договоренности, которых достигли замруководителя администрации Путина Дмитрий Козак и руководитель офиса Зеленского Андрей Ермак.

Особый цинизм ситуации в том, что Банковая может вынести на референдум «по народной инициативе» почти любые пункты плана Козака (включая пресловутую «формулу Штайнмайера», которая так нравится Путину, и признание результатов выборов в ОРДЛО) и при этом гарантированно получить согласие Конституционного суда и всеукраинскую поддержку на референдуме.

Для этого ей достаточно прибегнуть к одному трюку: в конце каждого такого вопроса написать «в той части, в которой это не противоречит Конституции Украины».

То есть можно провести через референдум «по народной инициативе» 25 октября даже фактическую (но не буквальную де-юре) конфедерацию с ОРДЛО, если умело подобрать формулировки вопросов.

И если в тот же день пройдут еще и выборы в ОРДЛО, то 25 октября станет днем фактической (хотя опять же не буквальной де-юре) капитуляции Украины.

О дьяволах в деталях.

Статья 4 законопроекта о референдуме гласит:

  • «Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме не нуждаются в утверждении какими-либо государственным органом»;
  • «Решение, принятое на всеукраинском референдуме, может быть изменено только путем всеукраинского референдума не ранее чем через три года со дня его принятия».

Статья 116 законопроекта устанавливает:

  • «Всеукраинский референдум считается состоявшимся, если участие в голосовании на всеукраинском референдуме приняли не менее 50 процентов избирателей от числа избирателей, включенных в Государственный реестр избирателей»;
  • «Закон о внесении изменений в раздел I, раздела III, раздел XIII Конституции Украины или закон о ратификации международного договора, предусматривающего изменение территории Украины, вынесенный на всеукраинский референдум, считается утвержденным, а законопроект о прекращении действия законом или отдельными его положениями — принятым, если за это проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании».

Итак, для принятия решения на референдуме достаточно явки чуть более половины зарегистрированных избирателей и голосования «за» чуть более половины явившихся.

То есть в результате чуть более четверти избирателей примут решение, которые никто (даже конституционное большинство нардепов) не сможет изменить.

Исправить его можно будет только на новом референдуме, и то — не ранее чем через три года.

Таким образом, референдум — это способ обеспечить Путину гарантированный результат без возможности переигровки.

Причем Путин никаких гарантий Зеленскому все равно не даст. И обещанного не выполнит, а вместо этого просто выдвинет новые требования.

Впрочем, украинцы никаких претензий Зеленскому предъявить не смогут — как только они станут соучастниками референдума.

Share