Еще раз об «испорченном некрологе». Ушел великий режиссер… Но и откровенный украинофоб и лизоблюд: что мы о нем будем помнить?

По-поводу баталий из-за резкого выступления Айдера Муждабаева в адрес Марка Захарова.

Сперва о самом Захарове. Что считать главным — его мировоззрение или его деятельность? И как быть, если в какой-то момент времени они начинают сильно расходиться?

Это, между прочим, непростой вопрос — с какого момента следует перестать брать в расчёт мнение литературных, театральных и др. мэтров о политике.

Оно ведь и в самом деле было бы лучше оценивать человека по его делам, а не по мировоззрению, которое даже у гениев в какой-то области может быть убогим.

Я тоже не могу однозначно ответить на этот вопрос, пишет на своей странице в facebook Mykola Borysiv.

Простой пример: благодаря своим киношным ролям, Олег Табаков имел репутацию интеллектуала. Однако с момента нападения России на Украину он несколько раз засветился с такими заявлениями, что стало невозможным считать его не только интеллектуалом, но даже достойным человеком.

Но при этом я не считаю нужным пересматривать своё отношение к нему как к великому актёру.

То же самое относится к Валерию Гергиеву (которого я считаю просто дураком, хотя и великим музыкантом при этом), и к совсем ума (а вместе с ним и поэтического дара) лишившейся Юнне Мориц, и т.д., и т.п.

Особняком, пожалуй, стоит Никита Михалков, который, будучи далёким ещё от старческого маразма, слишком много инвестировал в то, чтобы окончательно быть признанным в качестве подонка.

И тем не менее. Прежде чем говорить о таком-сяком Муждабаеве, посмевшем напомнить о том, что великий мастер Марк Захаров своим восторженным отношением к циничному подонку Путину умудрился опровергнуть в конце жизни всё то, что проповедовал всей своей деятельностью, давайте вспомним и о судьбе некоторых ещё более известных гениев.

К примеру, Борхес, известный своей аполитичностью и полной безграмотностью в политике, однажды по неосторожности что-то там позитивное сказанул в адрес Пиночета. И всё, прогрессивная общественность посчитала невозможным выдвигать его на Нобелевскую премию.

Другой пример: Кнут Гамсун, нобелевский лауреат и всемирная знаменитость, умер отрезанным от мира и заплёванный прогрессивной общественностью, и всё из-за того, что он искренне восхищался Гитлером…

Иными словами, мы имеем всё тот же вопрос о прощении ошибок. И о морали. Точнее, об отсутствии двойной морали.

Т.е. о том, можно ли прощать одному то, что невозможно простить другому? Где критерий? Почему, к примеру, Бортко, снявшего «Собачье сердце», нужно оценивать по его сегодняшней идиотской про-коммунистической позиции, а Захарова — нельзя?

Почему о Захарове нужно помнить лишь как об авторе «Обыкновенного чуда», «Убить дракона», и других постановках, оказавших существенное влияние на наше поколение, но игнорировать его искреннее восхищение Путиным в момент геополитической и моральной катастрофы, в которую он затащил и Россию, и Украину?

Я признаю право Муждабаева на этот упрёк Захарову и на его чёрно-белое восприятие, естественное во время войны. И считаю куда более недостойными выпады тех, кто уже успели окрестить слова Муждабаева «хамским татарским упрёком».

Хотя сам я ближе к тому, чтобы помнить лишь сделанное гениями на пике их способностей и игнорировать их старческую неспособность осознать происходящее в конце жизни.

Но опять же, это правило должно быть общим. Иначе это снова будет двойная мораль, которая, как внутренняя гниль, съест даже самые лучшие начинания.

В откликах на этот пост есть разные мнения, уж очень заметным и важным для целого поколения было творчество ушедшего Марка Захарова.

«…В этом случае, есть небольшая (пара страниц) статья Гегеля:»Кто мыслит абстрактно?» Субъект А может быть великим творцом и даже гением, но это никак ему не мешает при этом быть отъявленным мерзавцем…»

«…А я вот вообще не понимаю, почему одно должно перечеркивать другое? Да, талантливый режиссер. И при этом имперец и лизоблюд. В чем собственно противоречие? Там, за поребриком, большинство таких. А какая чаша перевешивает в оценках и воспоминаниях-это личное дело каждого. И каждый имеет право говорить о своем восприятии.»

«..Еще один великий мастер, который к концу жизни умудрился испортить свой некролог восторженным отношением к Путину и его имперской политике».

Share