Какое ж лютое позорище.
«Попалось видео в сети — юбилей театра Ленком. На сцену выходит прекрасный актер Александр Збруев и читает стихи «актера и поэта Владимира Новикова».
А дальше я впадаю в ступор. Потому что это — стихи украинского поэта Леонида Киселева («Поэты умирают в небесах»).
Но вернемся к Збруеву. На 18-й минуте 50-й секунде он декламирует: «АКТЕРЫ умирают в небесах…» Далее — по тексту оригинала, но с заменой слова «поэты» на слово» актеры».
И пора бы уже не удивляться ничему. Мордорский народец тянет все, что лежит хоть плохо, хоть хорошо.
Воровской народец, кровавый. Ничего своего, краденное все. Но за изуродованный и украденный текст киевлянина и Поэта Леонида Киселева — больно до слез.
Я знаю эти стихи с детства»,- написала на своей странице в ФБ известный киновед Елена Косенко.
А вы помните, кто это такой, Леонид Киселев?
Лени не стало в 22 . Его отец — Владимир Киселев был писателем. Один только факт. Его объемистый роман «Воры в доме», написанный в начале 60-х годов, сразу же по выходе в Киеве был переведен на немецкий язык и тут же издан, заметьте, не в братской ГДР, а в ФРГ, с которой мы тогда отнюдь не дружили.
Следующий роман «Девочка и птицелет», увидевший свет ровно через три года, столь же оперативно, сколь и неожиданно даже для автора, был переведен на японский и издан в Токио.
Сейчас история с двумя книгами выглядела бы вроде естественной: раз там издали, значит им это интересно. Но в те годы книги советских писателей так просто за границей не издавались.
Странный интерес иностранцев к романам В.Киселева вызывал явное подозрение (если издает враг, значит, там что-то не так!) и выглядел по крайней мере вызовом властям, писательскому руководству и так называемой литобщественности.
В такой семье и рос Леня. Писать стихи начал еще в детстве. Отец оставался для него непререкаемым авторитетом во всем, а тем паче в литературных вопросах. Каждое новое стихотворение неизменно вызывало сначала удивление, потом — восторг, или наоборот. Возможно ли в какие-то там 13 лет написать такое!
Сам Лёня совершенно не думал о том, чтобы обязательно увидеть свои стихи опубликованными, как это обычно свойственно поэтам. Нет, он не торопился. Написал — и хорошо. Понравилось близким — отлично. Но так уж получилось, что ходившие по рукам стихи дошли до Москвы, оказались в журнале «Новый мир» и — главное — понравились самому Твардовскому.
В 1963 году под рубрикой «Первые стихи» напечатали подборку Лёни. В журнале: стояла подпись «Леонид Киселев. Ученик 10 класса школы №37, г.Киев».
Небывалый случай!
Там было и стихотворение «Цари», заканчивавшееся такими двумя знаменательными строчками:
«За долгую историю России
— Ни одного хорошего царя…»
На стихотворение школьника незамедлительно набросился в газете «Литературная Россия» один из столпов официального литературоведения, член-корреспондент Академии наук СССР Дмитрий Благой, с угрожающим раздражением заявивший, что поэту-десятикласснику негоже так писать о великих святынях.
Мальчик писал на русском, но в 17 лет перешел на украинский Это его перу принадлежат строки?
«Я постою у края бездны
И вдруг пойму, сломясь
в тоске,
Что все на свете — только песня
На украинском языке.»
Он умирал мужественно. Невозможно назвать всех тех, кто пытался спасти его, — среди них были видные деятели науки и культуры, крупнейшие медицинские светила. Какими-то сложными путями доставлялись самолетами из Парижа новейшие лекарства.
Увы, все было тщетно. Коварная болезнь — лейкемия — брала свое. В этот период Лёня написал много стихов, так или иначе связанных со смертью.
Но, пожалуй, самое сильное из них — то, которое посвящено Осипу Мандельштаму, практически тогда запрещенному. Есть там такие строки:
«Поэту невозможно умереть
В больнице или дома на постели.
И даже на Кавказе,
на дуэли
Поэту невозможно умереть.
Поэту невозможно умереть
В концлагере, в тюремном гулком страхе,
И даже в липких судорогах плахи
Поэту невозможно умереть.
Поэты умирают в небесах.
Высокая их плоть не знает тленья.
Звездой падучей, огненным знаменьем
Поэты умирают в небесах…»
Вот у этого гениального киевского мальчика мародеры от искусства украли не только щемящие строки, но и хотели стереть память о нем.
Не позволяйте!