«Кукла» снова выходит замуж за «БМВ»: почему надо обязательно смотреть фильм Лозницы «Донбасс», выдвинутый от Украины на Оскара

Донбасс как топоним, ставший именем нарицательным для обозначения входа в ад — главный герой нового фильма Сергея Лозницы, — пишет на своей странице в Facebook известный киновед Елена Косенко.

Многофигурную композицию составляют несколько новелл с разными персонажами, воспроизводящими реальные, будничные ситуации из жизни т.н. Новороссии.

А дальше — внимание. Следите за руками.

Сюжет каждой новеллы режиссер берет из любительских, реально существующих роликов, снятых «ополченцами» и размещенных на ютубе. Берет и… экранизирует их заново, создавая художественный образ отнюдь не художественной реальности.

Даже на этих кадрах трудно угадать, где реальная свадьба боевиков «Новороссии» «Куклы» и «БМВ», а где кадр из фильма «Донбасс».

 

Специально для тех (а таких на любом просмотре хватает), кто возмутится карнавальным хороводом свиных рыл в этом фильме, иллюстрирую текст одним из первоисточников, «экранизированных» Лозницей в моей, пожалуй, любимой новелле «Свадьба».

Любимой потому, что убогому жениху видавшей виды «ополченки» режиссер дает имя литературного героя — Иван Павлович Яичница, отсылая нас не только к гоголевской «Женитьбе», но и к его же «Мертвым душам».

Мертвые души русского мира, пребывающие в цивилизационном, мировоззренческом противостоянии с Украиной в географической точке под названием «Донбасс» — главная тема фильма.

Для украинского зрителя, следящего за событиями на фронте, а зачастую так или иначе участвующего в них, отслеживающего творения российской пропаганды последних лет, в информационном смысле «Донбасс» ничего не откроет.

Но откроет в эстетическом, поскольку создает собирательный образ войны с Россией, персонифицируя её антихудожественных участников-«новороссов» максимально художественно. Вот такой парадокс.

А еще «Донбасс» вскрывает механизмы и законы, в соответствии с которыми продуцируется российская пропаганда — «распятые мальчики», «я сама — дончанка, дочь офицера» и т.д.

И в этом смысле Лозница делает куда больше, чем все украинские МИДы и министерства информполитики. Просто потому, что доносит актуальную информацию до «западного» зрителя в приемлемой для него форме.

«Донбасс» выдвинут Украиной на премию «Оскар». И это — первый на моей памяти украинский фильм, который можно считать действительно серьезной заявкой на номинацию «Лучший фильм на иностранном языке».

Фильм уже получил награду «За лучшую режиссуру» в конкурсе «Особый взгляд» Каннского фестиваля.

От всей души желаю ему «Оскара». Слава Украине.

Share