Происшествие засекретили: Рейс ЯК-40 из Каунаса в Симферополь аварийно приземлился на киевских Осокорках

За успешное приводнение самолета экипаж наказали.

Советская пресса скрывала от народа уникальную аварийную посадку Як-40.

«Мы с другом как раз рыбачили, когда самолет планировал над лугом — там, где сейчас киевский жилой массив Осокорки. Лайнер прошел под высоковольтной линией, и на миг показалось, что вот-вот зацепит ее хвостом, но нет. Легонько на своем животике прокатился по влажному лугу и сел в болото», — вспоминает киевлянин Александр, один из немногочисленных свидетелей аварийной посадки пассажирского Як-40 в далеком 1976 году.

Многие ли в Киеве слышали историю о том, что когда-то на Осокорках «утонул» реактивный пассажирский самолет? Хотя на самом деле не утонул, а успешно сел на воду, причем ни один пассажир не пострадал.

Но в то время, больше 40 лет назад, о чудом не случившейся катастрофе пресса не писала. А жители старых Осокорков уже давно уступили свои земли новым поколениям, не знающим, что их дом стоит на участке легендарного происшествия.

Но «КП» в Украине» удалось найти стюардессу того рейса, ставшего уникальным и для истории украинской авиации, и для Киева, и даже для самолета.

Як-40 с бортовым номером СССР-87541 был выпущен в конце июля 1975 года. Небольшой самолет предназначался для регулярных пассажирских рейсов из Литвы в Украину. Но первый полет состоялся лишь через год — 2 июня 1976 года — открытием рейса Каунас — Киев — Симферополь.

Пассажиров — примерно 28 человек, среди которых журналисты — они собирались сделать репортаж о полете и самолете — и простые люди, летящие к родственникам в Украину. Весь полет прошел спокойно и легко: кто-то курил в салоне, кто-то бурно обсуждал, какие конфеты в качестве гостинцев везет из Вильнюса. Самолет заходил на посадку в Киеве, как вдруг наступила оглушительная тишина: разом замолчали все двигатели.

— Я в это время находилась в последнем ряду рядом с журналистами, — рассказала «КП» в Украине» стюардесса того рейса Рита Мотова. — Один сразу насторожился: почему так тихо? Он когда-то служил в десантных войсках и интуитивно понял, что что-то не так. Я решила разобраться в ситуации и утолить любопытство журналиста, пошла в кабину пилотов.

Кстати, в киевских сплетнях именно этот поступок Риты, у которой это был лишь второй полет, многие примут за причину того, что произошло дальше. Злые языки врали, дескать, стюардесса принесла в кабину пилотам кофе, нечаянно задела какой-то рычаг и вырубила двигатели.

Но на самом деле все обстояло иначе.

Во время захода на посадку при нормальных метеоусловиях на высоте 700 м экипаж получил указания диспетчера принять высоту в 400 м. Командир самолета Виктор Штилюс дал указание неопытному (первый полет после училища) бортмеханику Синкявичусу установить режим двигателей «малый газ» и приступил к снижению машины. Но бортмеханик задвинул не те рычаги, и три двигателя остановились. Запустить их снова на 400 метрах бесполезно, до земли меньше минуты.

— Командир сказал мне, что самолет идет на аварийную посадку и я должна проверить, у всех ли пристегнуты ремни, — вспоминает Рита Мотова. — Я пошла, стараясь не подавать виду, что самолет на самом деле падает.

К счастью, Як-40 хорошо планирует, хотя настоящими героями в этой истории, конечно, были пилоты.

— Мы летели над Днепром, и командир думал садиться на реку. Но второй пилот чудом заметил лесок, кустарники по левому борту, и приняли решение направить самолет туда, — продолжает рассказ стюардесса. — Посадка была жесткая, но спасло липкое, мягкое болото.

Ни один из пассажиров не понял, что произошла аварийная посадка, — люди опомнились, когда не увидели в иллюминаторы привычные здания аэропорта.

— Паники не было, даже наоборот: когда нас забирали резиновыми лодками спасатели, прибывшие из «Жулян», пассажиры шутили, смеялись, вели себя так, словно в болото и назначался наш маршрут, — улыбается Риты.

Из Вильнюса прилетел резервный самолет, который забрал пассажиров в Симферополь. Экипаж Яка остался в Киеве для выяснения обстоятельств. Допросы длились два дня. Пресса в Литве и Украине о случившемся не писала.

— По возвращении домой я продолжила работу стюардессой. В 1982 году перевелась в Вильнюс, где летала до 2000 года, — рассказывает Рита Мотова. — Борт­механику, по чьей вине все это произошло, киевский суд назначил 4 года условно и штраф в 10 000 советских рублей. Второй пилот получил строгий выговор, но спустя время дослужился до командира. К сожалению, сегодня его уже нет в живых. Виктора Штилюса перевели на 3 месяца во вторые пилоты, после этого он недолго еще летал и в итоге покинул профессию.

Рита Мотова сейчас проживает в Америке и часто вспоминает тот случай на болотах Осокорков. Рассказывает друзьям, что с тех пор у нее два дня рождения, вторым является 2 июня 1976 года.

— После того полета я стала прислушиваться к каждому звуку и запаху на борту. Это такая история, которая навсегда останется со мной, — улыбается бортпроводница.

Интересна история и самого самолета.

Як-40 простоял на болоте Киева несколько дней, на него ходили смотреть все жители близлежащего района. Правда, как рассказывают очевидцы, близко людей к самолету не подпускали охранявшие его милиционеры, но Як и так было отлично видно. Он уже не летал, а плавал в мутных водах на заросшем лугу.

После случившегося в конструкцию самолетов внесли изменения, чтобы не допустить полного отключения двигателей во время полета. Позже эту аварийную посадку на воду разбирали на учебном аэродроме

Самолет извлекли из болота и отправили на реконструкцию, а затем и в эксплуатацию. До 1988 года Як-40 принадлежал Каунасской объединенной авиационной эскадрилье, с 1992 -го по 2007 год он перекочевал в российскую авиакомпанию в Воронеже.

С 2017 года легендарный борт входит в состав украинской авиа­компании «Мотор-Сич». Лайнер подвергли капитальному ремонту — он долгое время служил перевозчиком частных заказов VIP-класса, но теперь все же вернулся на регулярные пассажирские рейсы.

Борт и сейчас совершает полеты по маршруту Запорожье — Минск, и люди, которые пользуются его услугами, наверняка даже не подозревают, на каком уникальном самолете поднимаются в воздух.

Share

15 Comments

  1. Arthur Demosthenes

    I just want to say I am very new to blogging and site-building and absolutely savored you’re page. Probably I’m likely to bookmark your blog post . You absolutely come with excellent well written articles. Thanks a bunch for revealing your web page.

  2. Providencia Chicoine

    Have you ever heard of second life (sl for short). It is basically a online game where you can do anything you want. sl is literally my second life (pun intended lol). If you want to see more you can see these Second Life authors and blogs

  3. Emmett Dorko

    Have you ever heard of second life (sl for short). It is essentially a online game where you can do anything you want. SL is literally my second life (pun intended lol). If you would like to see more you can see these sl websites and blogs

  4. Theola Oftedahl

    Have you ever heard of second life (sl for short). It is essentially a online game where you can do anything you want. sl is literally my second life (pun intended lol). If you want to see more you can see these Second Life websites and blogs

  5. Jasper Reuter

    Have you ever heard of second life (sl for short). It is essentially a video game where you can do anything you want. SL is literally my second life (pun intended lol). If you want to see more you can see these sl authors and blogs

  6. Donita Silverwood

    Have you ever heard of second life (sl for short). It is essentially a game where you can do anything you want. sl is literally my second life (pun intended lol). If you would like to see more you can see these sl authors and blogs

  7. Rolf Mcgibney

    Have you ever heard of second life (sl for short). It is basically a game where you can do anything you want. Second life is literally my second life (pun intended lol). If you would like to see more you can see these Second Life articles and blogs

  8. Charline Washing

    Have you ever heard of second life (sl for short). It is basically a game where you can do anything you want. sl is literally my second life (pun intended lol). If you want to see more you can see these Second Life articles and blogs

  9. Carlee Lagnese

    Have you ever heard of second life (sl for short). It is basically a game where you can do anything you want. sl is literally my second life (pun intended lol). If you would like to see more you can see these sl authors and blogs

  10. Diana Matthies

    Have you ever heard of second life (sl for short). It is basically a game where you can do anything you want. Second life is literally my second life (pun intended lol). If you want to see more you can see these Second Life authors and blogs

  11. Azalee Raburn

    Have you ever heard of second life (sl for short). It is essentially a game where you can do anything you want. sl is literally my second life (pun intended lol). If you would like to see more you can see these Second Life websites and blogs

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.