Решение по «скифскому золоту» отложено. Голландцы обескуражены: аферисты из Украины решили заработать на национальном достоянии страны

Как заработать на национальном достоянии Украины.

Вчера, 11 июня 2019 года, Апелляционный суд Амстердама должен был объявить окончательное решение о возвращении экспонатов крымских музеев из коллекции «Крым — золотой остров в Черном море» в Украине.

Однако процедуру, не объясняя причин, перенесли на 16 июля. Она пройдет без публичных слушаний, а решение будет обнародовано на сайте суда в 11 утра по местному времени.

Об этом сообщает Курсор со ссылкой на mind.ua

Тяжба вокруг скифского золота началась еще в 2014 году, после окончания выставки в нидерландском музее Allard Pierson.

Тогда музей решил самоустраниться от решения проблемы: «Любое наше решение о передаче экспонатов вызовет протест одной из сторон и будет рискованным для музея. Мы подождем, что скажет суд ».

14 декабря 2016 Окружной суд  Амстердама постановил, что, поскольку только суверенные государства, то есть Украина, могут претендовать на объекты культурного наследия, то и коллекция «не подлежит возврату» в Крым.

Российская сторона немедленно обжаловала этот вердикт в апелляционной инстанции.Пока длилась тяжба, в Украине нашлись люди, которые решили заработать на ценных исторических экспонатах.

Как «скифское золото» оказалось в Европе?

В начале февраля 2014 Центральная музей Тавриды, Керченский историко-культурный заповедник, Национальный заповедник «Херсонес Таврический», Бахчисарайский историко-культурный заповедник и Музей исторических драгоценностей (Киев) сформировали и отправили «на гастроли» Европой выставку «Крым — золотой остров в Черном море».

Всего более 2100 предметов (золотые и серебряные украшения, посуду, детали одежды, оружие и тому подобное), оценочная стоимость которых достигает примерно 13 млн евро, имели выставляться в ряде европейских музеев.

Но после выставок в Бонне (Rheinisches Landesmuseum) и Амстердаме (Allard Pierson Museum) скифское золото и другие артефакты в Украине так и не вернулись. После оккупации Крыма весной 2014 чиновники из Москвы решили, что «аннексированные» археологические сокровища должны стать собственностью РФ.

Единственное исключение новая «власть» Крыма сделала для киевского Музея исторических драгоценностей. Россияне не нашли никаких оснований, чтобы претендовать на греческий «золотой шлем», сарматский меч, шейный гривну с «Толстой могилы» и еще 16 предметов (оценочная стоимость 11 500 000 евро) , которые в сентябре 2014 года благополучно вернулись к Киев.

С чего началась афера?

Пока Российская Федерация и Украина спорили за «золото и тайны Черного моря», несколько предприимчивых киевлян решили передать национальное достояние в третьи руки. Они представили в суд Амстердама и в музей Allard Pierson документы о том, что часть коллекции якобы принадлежит приходу с. Бельковцы (Житомирская обл., УПЦ КП).

Голландцы, далекие от реалий украинской повседневности, верифицировать описания, справки и прочее не стали — и предпочли избавиться от части спорной коллекции.

Речь идет о 115 предметов скифо-сарматского периода из разных музеев.

Но вместо Украины эти предметы были перевезены в Испанию и помещены в депозитарий компании Grupo Inviam, которая предоставляет услуги хранения.

Не удалось выяснить, в какую сумму эти экспонаты были оценены в Амстердаме, но в Мадрид они «въехали» уже с оценкой в ​​123 000 000 евро. Именно на такую ​​сумму их застраховала компания BKS Group.

Имея такой значительный страховой полис на руках, предприимчивые люди вполне могли рассчитывать на получение кредита в не слишком деликатном украинском банке на сумму до 60 000 000 евро.

Как о ней стало известно?

Совершенно случайно информация о предложении археологических раритетов в качестве залога летом 2018 года попала в руки Национальной полиции Украины. Сумма была столь значительной, что правоохранители решили проверить информацию о таких ценные предметы старины.

И выяснилось, что речь шла не о скифском золоте, которое давно и благополучно вернулось в Киев, а о менее ценных предметах: готских «орлиноголовых» пряжках, золотых застежках-фибулах, перстнях, серьгах и тому подобное.

А такая завышенная сумма страховки основывалась на заключении украинского эксперта с известной фамилией. В Украине уже был практически на старте политический сезон, поэтому в Нацполиции решили сначала допустить «утечку информации» в СМИ — и посмотреть, что из этого получится.

Связь между музейными раритетами и политикой.

На тот момент украинский эксперт уже фигурировал в ряде уголовных дел. По некоторым из них даже были вынесены судебные решения.

Например, решение №522 / 12848/18 от 25.07.2018, в котором следователь судья Приморского районного суда Одессы назвал среди подозреваемых «ЛИЦО_3, который является доктором геолого-минералогических наук и до 2012 года занимал должность директора и главного бухгалтера ООО «Музей исторического культурного достояние», выдавая себя за профессора археологии Киевского Университета, которым он не является; он изготовил и передал ОСОБА_5 искусствоведческую экспертизу, в которой отметил состояние коллекции, количество экспонатов и их стоимость при их отсутствии» .

«ОСОБОЙ_3» оказался Владимир Индутный — руководитель частного музея «Полтар».

Кроме того, заработную плату он получает от одного из соучредителей музея, экс-кандидата в президенты Украины — Сергея Таруты.

Понятно, что накануне и во время предвыборной кампании в Нацполиции решили не привлекать внимания избирателей к такой скандальной информации.

Чем известные музей «Платар» и Владимир Индутный? Начало коллекции «Платар» положил Сергей Платонов, известный в конце 1980-х — начале 1990-х бизнесмен, имевший отношение к добыче золота на русском Севере.

«В 1994 году началась новая волна эмиграции из Украины. Люди продавали целые коллекции картин, — рассказывал позже сын Платонова Николай. — В это время отец увлекся живописью, предпочитал работам старых мастеров. За два года мы приобрели большое количество работ средневековых европейских художников.

В 1996 году отец продал большую часть коллекции, чтобы получить средства на приобретение предметов старины ». А оценивал картины, драгоценности и предметы старины Владимир Индутный, экс-директор Геммологического центра Украины и эксперт-искусствовед.

Правда, методикой он пользовался странной :

«Стоимость коллекции картин, передаваемой в залог банка«Таврика», Индутный оценивал по цене одного квадратного дециметра, а также на основании лично рассчитанного« индекса социокультурной ценности и ликвидности ». Согласно его заключению в 2011 году квадратный дециметр картины стоил $ 2,7, а в 2012 году уже $ 4,6.

Это применялись ко всей коллекции, независимо от имени художника и датировки. Неудивительно, что под залог столь «высоко оцененных» картин банк «Таврика» выдал кредитов на сумму более 4 300 000 000 гривен, или $ 537 500 000 (по курсу того времени) , после чего в 2013 году обанкротился.

На сегодня часть коллекции, хранящейся в депозитарии Grupo Inviam, арестована решением Приморского суда Одессы.

Страховая компания BKS Group, пусть и с некоторыми потерями для репутации, избежала банкротства. Знаменитом «скифскому золоту» ничего не угрожает, и Украина сохранила надежду на возвращение из Амстердама в отечественных музеев всей коллекции раритетов и артефактов.

Но пока полиция Испании не разберется с этой сделкой, а суд в Амстердаме не примет окончательного решения, — исторические ценности в Украину не прибудут.

Share