Сегодня — день 40 Святых: в храмах Московского патриархата — очереди… Во время карантина прихожане привели с собой детей

Борьба за паству. Почему УПЦ МП зовет своих прихожан в храмы во время карантина

Религиозная война, помещенная в контекст пандемии, может быть чревата самыми настоящими человеческими жертвами, пишет в Деловой столице Екатерина ЩЕТКИНА

Вселенский патриарх Варфоломей отправил свою церковь на карантин. Он сообщил, что все кафедры получили приказ приостановить службы, мероприятия и церемонии. Храмы остаются открытыми только для личной молитвы, а также служб, которые проводятся по расписанию, но без участия прихожан и паломников.

Патриарх напомнил о тех, кто борется с пандемией, и призвал всех остальных к сотрудничеству.

Пока врачи и власти прилагают все силы, чтобы справиться с бедой, надо поддержать их тем, чем мы можем — проявить ответственность и терпеливо перенести ограничения, налагаемые карантином.

В этом, по его мнению, и состоит сотрудничество каждого из нас.

Зная, что идея отказаться от обычного течения церковной жизни ради карантина может быть использована — и уже использована — в пропагандистской войне против него, патриарх Варфоломей отметил, что никакого покушения на основы веры в карантине нет.

Ничто не может ограничить или подавить истинную веру, но ради спасения человеческих жизней в чрезвычайных обстоятельствах следует отказаться от собраний и больших скоплений людей.

«Давайте будем осторожны и будем защищать окружающих. И там, из наших домов, укрепленных силой нашего духовного единства, пусть каждый из нас молится за все человечество», — призвал Вселенский патриарх.

«Мы уверены, что благодаря нашим молитвам наука действительно победит», — подчеркнул патриарх. И когда это испытание закончится — а оно закончится, как заканчивались все предыдущие — мир изменится навсегда. И есть надежда, что к лучшему — в нем будут править любовь и солидарность.

Это пока самый внятный и последовательный ответ на ситуацию из всех, данных поместными православными церквями.

Независимо от того, как относиться к «храмовому карантину» — соглашаться с его необходимостью или уповать на то, что «Храм не может быть источником заражения» (как утверждают некоторые российские консерваторы).

Вера, в свою очередь, очень крепко переплетена с обрядом, в результате чего любое ограничение, наложенное на обряд — из каких бы соображений это ни делалось, — воспринимается прямо как покушение на саму веру.

Да, это серьезно. Посмотрите, сколько копий было сломано даже не о сам факт причастия, а о возможность использовать для него индивидуальные ложки.

Церковники, которых, в принципе, всегда устраивало обрядоверие и ориентация паствы на послушание и дисциплину, оказались в неловком положении, когда ситуация стала неординарной и потребовалось проявить гибкость.

Показательна ситуация в УПЦ МП. Она приняла Обращение к верующим в связи с коронавирусом.

Стиль «нельзя не сказать, но нельзя и не отметить» еще никогда не был так очевиден: ровно через один абзац располагаются призывы соблюдать санитарные меры — протирать антисептиками киоты и проветривать помещения, соблюдать карантинные меры, которые определила власть, и тут же — общество должно осознать духовные первопричины того, что случилось, искоренять грех, а пастыри — не забывать бить в колокол, а также кропить города и села святой водой.

В своем личном комментарии митрополит Онуфрий был еще более конкретен:

«Если мы будем молиться, просить Бога, каяться в грехах, мы истребим эту болезнь. Главное тут даже не санитарные нормы, а молитва и покаяние».

Тут, в отличие от обращения Синода, акценты расставлены четко и недвусмысленно. И подтверждение тому фотоотчет с недавнего архиерейского богослужения в Киево-Печерской лавре, на котором мы видим толпящийся люд — включая стариков и детей — и ни тебе социальных дистанций, ни масок, ни отказа от селфи с детками.

Видимо, наличие маски считалось бы признаком маловерия.

И сегодня в Киевских церквях и храмах, принадлежащих Московскому патриархату вцстроились многолюдные очереди. Прихожане привели с собой и детей, несмотря на снежную погоду. Масок ни на ком не наблюдается. Фото УНН.

Но надо сказать, что в РПЦ нет единой линии в отношении карантина. Патриарх Кирилл, например, хоть и не дал указаний что-то закрыть, отменить или даже ограничить, сам изолировался — перестал принимать участие в публичных мероприятиях. И что сказать — он человек преклонных лет, ему есть чего бояться.

Закрылся и полностью ушел в себя Валаамский монастырь. Митрополит Псковский Тихон попросил паломников отказаться от посещения подведомственных ему святых мест. А вот Троице-Сергиева лавра приняла решение о том, что соблюдая карантинные ограничения, введенные государством, нельзя даже думать отказываться от привычных обрядов или вносить в них какие-то новшества.

В трудном положении оказалась ПЦУ. Она поддержала позиции Вселенского патриарха.

Синод призвал воспринимать ограничения как аскетический подвиг воздержания и затвора, а также прекратил проведение богослужений в храмах или же допускать на них не больше десяти человек. Мирян попросили оставаться дома, приобщаясь к общей молитве с помощью видеотрансляций.

Что же касается причастия, то его будут подавать с дискоса в руки причастнику.

Однако такое решение поставило руководство ПЦУ под удар сразу с двух сторон: со стороны патриарха Филарета и со стороны Московского патриархата. Обе, скорее всего, уличат священноначалие ПЦУ в маловерии, в неготовности положиться на волю Божью, и заодно используют карантин как доказательство того, что «в ПЦУ правят греки».

Религиозная война, помещенная в контекст пандемии, может быть чревата самыми настоящими человеческими жертвами. Осознают это владыки, или нет, готовы они к этому или предпочитают успокаивать свою совесть ссылками на «волю Божью».

Я искренне надеюсь, что священники церквей помнят, что львиная доля их паствы находится глубоко в зоне риска.

Поэтому победа в этом «перетягивании истинности» может оказаться пирровой», завершила свой материал Екатерина Щеткина..

Кстати, греческая полиция задержала митрополита Кифирского Серафима за нарушение запрета на службы в храмах, которое было введено на фоне коронавирусной инфекции COVID-19, передает издание Vima Orthodoxias.

20 марта Серафим открыл Храм Распятия в городке Хора на острове Китира и начал приглашать прихожан на службу.

После задержания в полицейском участке митрополит рассказал, что до него еще не дошел циркуляр архиепископа Афинского и всей Греции Иеронима, в котором запрещалось проводить богослужения.

На священнослужителя был составлен протокол, а сам он отпущен, В полиции Серафима предупредили, что при следующем подобном нарушении его отдадут под суд. Тем не менее, материалы заведенного против него дела будут переданы в прокуратуру.

На сегодня по-настоящему карантинных мер в православном мире правительствам удается добиться лишь точечно. Так, израильские власти могут отменить традиционную предпасхальную церемонию зажжения Благодатного огня в Храме Гроба Господня, которая собирает множество паломников.

Share